Ноты для детей и взрослых. Коллекция хормейстера
Четверг, 02.05.2024, 15:10
Приветствую Вас, Гость | RSS
Меню сайта
EnglishFrenchGermanGreekItalianPolishPortugueseRussianSpanish

Скачать мои ноты на MusicaNeo
Вход на сайт

Поиск
Архив записей
Будьте с нами!
Кто онлайн
Визиты
Архив записей
Будьте с нами!
Кто онлайн
Визиты

Блог

Главная » 2016 » Апрель » 16 » Презентационный фильм о "Полоцкой тетради"
02:03
Презентационный фильм о "Полоцкой тетради"
Презентационный фильм о сборнике "Полоцкая тетрадь. Избранные пьесы в переложении для блокфлейты". 
Автор Марина Махорина, издательство "Более другое". 
По вопросам приобретения сборника обращаться в издательство 

 
 

Издательство: Более Другое,
ISBN: 978-5-9906350-3-6

«Полоцкая тетрадь» («Полацкі сшытак») – уникальный памятник польско-белорусской музыкальной культуры XVII века.

Это рукописный сборник бытовой музыки анонимных авторов, включающий в себя  более 200 канцон и танцев эпохи Ренессанса и раннего барокко восточно-европейского и западного происхождения. Известен также под названиями «Остромечевская рукопись», «Рукопись 127/56 Ягеллонской библиотеки» («Muzyczne silva rerum z XVII wieku. Rękopis 127/56, Biblioteki Jagiellońskiej»).

«Полоцкая тетрадь» была найдена в 60-х годах XX века известным исследователем белорусской культуры профессором Адамом Мальдисом – находясь в библиотеке Ягеллонского университета в Кракове, он обнаружил в старинном униатском служебнике, привезенном из Полоцка,  вклеенную нотную рукопись и обратил на это внимание специалистов. Позже эту рукопись исследовал и расшифровал польский музыковед Ежи Голос, под его редакцией сборник был издан в Польше в 1970-м году.

«Полоцкая тетрадь» составлялась в 1640-1670-х годах, хотя некоторые произведения датируются даже 1591-м годом. Большинство произведений двухголосны, есть также трёхголосные и одноголосные пьесы, исполнительский состав не указан, поэтому эти произведения можно исполнять различными инструментами.

Сборник, который Вы держите в руках, аранжирован для блокфлейты сопрано, мелодии, входящие в него, одноголосны и снабжены буквенными обозначениями аккордов для аккомпанирующего инструмента – это может быть любой клавишный инструмент или гитара, аккорды даны в основном виде, без обращений, что предполагает свободу выбора фактуры аккомпанемента. Впрочем, исполнение этих мелодий вполне возможно и без всякого аккомпанемента – они очень выразительны, интонационно богаты и ярки.

Блокфлейта сопрано – один из самых доступных во всех смыслах музыкальных инструментов: на ней несложно научиться играть, у неё самый популярный строй (in C), удобная аппликатура, не требующая большой растяжки пальцев, она компактна и легка, всегда есть в продаже и стоит дёшево. В этом причина её большой популярности, это идеальный инструмент для любителей музыки, практикующих домашнее и уличное музицирование, как сольное, так и ансамблевое.

В репертуаре блокфлейтиста всегда есть произведения старинной музыки  (эпохи Средневековья, Ренессанса и барокко), которая  часто создавалась именно для этого инструмента, впоследствии вытесненного поперечной флейтой Бёма. Исполненные на блокфлейте, произведения старинной музыки радуют слух любителей этого направления своим аутентичным звучанием: чуть суховатым, в скромном динамическом диапазоне, преимущественно в штрихе non legato.

Пьесы «Полоцкой тетради», почти все, можно сыграть на блокфлейте. Они просты технически, по жанру это бытовая музыка, близкая к народной (танцы и песни), их исполнение предполагает импровизационность, разнообразие в применении орнаментики, мелодическое варьирование, репризы, в которых контрастно (эффект «эха») меняется динамика, всё это характерно для барочной музыки и легко исполняется на блокфлейте.

Пьесы, включённые в настоящий сборник, отобраны с целью составить концертную программу для бытового музицирования, отсюда – предполагаемая вариабельность исполнительского состава и многовариантность гармонической фактуры на основе простых аккордов, а также возможность исполнять все пьесы только сольно.

У блокфлейты сопрано небольшой диапазон:  от c1 до d3. В оригинале многие пьесы «Полоцкой тетради» написаны в тональностях и диапазонах, выходящих за возможности блокфлейты, поэтому они транспонированы в более удобные тональности, а в некоторых пьесах применён перенос фрагментов мелодии на октаву ниже.

Гармонизация преимущественно двухголосных полифонических произведений тоже представляла собой определённую сложность, тем более что многие пьесы этого сборника архаичны, в них ещё не выкристаллизовалась привычная нам тональная гармония, а есть признаки модальной с неопределённостью тоники. Некоторые пьесы написаны в старинных ключах, с отсутствующими или сомнительными знаками альтерации, без установленного размера и разделения на такты, не говоря уж о том, что рукопись «Полоцкой тетради» дошла до нас повреждённой временем и условиями хранения, многие произведения сохранились  лишь частично и были расшифрованы различными исследователями по-разному. Так, польский сборник «Muzyczne silva rerum» во многом отличается от белорусского сборника «Беларуская музыка XVI-XVII стагоддзяў», и для разрешения спорных вопросов составителю приходилось обращаться к оригинальному манускрипту, а также к собственному слуху и музыкальному чутью, благо «Полоцкая тетрадь» исполняется многими современными музыкантами и записи этой музыки можно найти в Интернете. Некоторые произведения вошли в настоящий сборник именно «со слуха», а не исходя из оригинала, потому что уже существует определённая традиция их исполнения, несколько отличающаяся от той музыки, что зафиксирована в оригинальной нотации, и это тоже нужно учитывать.

Впрочем, как уже говорилось выше, эта музыка предполагает довольно свободную интерпретацию, и эта свобода прослеживается не только в манере исполнения, но даже и в мелодико-гармоническом изложении материала, составителю доводилось слышать и такие варианты пьес из «Полоцкой тетради», которые имеют весьма мало общего с оригиналом, тем не менее основаны именно на этом оригинале.

В сущности, эта музыка представляет собой некие мелодические и ритмические схемы, часто повторяющиеся от пьесы к пьесе, что позволяет вычленять фрагменты этих схем и произвольно комбинировать, создавая самые разнообразные сочетания пьес сюитно-вариационного типа.

Сборник составлен как готовая концертная программа, очерёдность пьес выстроена исходя из их мелодического и тонального родства, а также по смыслу: так, открывается он пьесой «Witany», что означает приветствие, в дальнейшем пьесы чередуются по схожести и по контрастности: после ряда мажорных и быстрых танцевальных пьес следует ряд минорных и напевных, потом снова мажор и т.д.

Названия пьес либо оставлены такими же, как в оригинале, либо (в случаях, когда оригинального названия нет)  названы в соответствии с их жанром. Некоторые слишком длинные оригинальные названия сокращены, некоторые изменены из-за невозможности расшифровать их.

В настоящий сборник вошли не все пьесы «Полоцкой тетради» (их свыше 200), а лишь те, которые оказалось возможно расшифровать и аранжировать для блокфлейты сопрано, некоторые пьесы сознательно пропущены по причине их почти полного повторения в других пьесах.

Почему блокфлейта? Потому что это очень популярный бытовой инструмент, он созвучен бытовому же характеру «Полоцкой тетради», и ещё потому, что эта прекрасная музыка до сих пор малоизвестна, этот шедевр славянского барокко, интегрирующий нас в общеевропейскую музыкальную культуру,  нуждается в популяризации, а возможность исполнять «Полоцкую тетрадь»  широким кругом любителей музыки сделает эти пьесы любимыми, эту музыку будут массово напевать и наигрывать, ею заинтересуются, и она наконец займёт достойное место в репертуаре не только блокфлейтистов, но и других музыкантов, ибо то, что обработано для блокфлейты, можно играть и на других инструментах, взяв за основу оригинал.

СОДЕРЖАНИЕ














Составитель выражает благодарность Лукомской Елене Александровне, познакомившей её с этой музыкой.

©Марина Махорина
Категория: Музыкантское | Просмотров: 2601 | Добавил: choirmaster | Теги: Полоцкая тетрадь, барокко, ноты для блокфлейты, ренессанс | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar



Copyright Марина Махорина © 2024 Ноты для фортепиано  Ноты для блокфлейты  Ноты вокальной музыки  Ноты для хора